Статья

Организация психокоррекционной помощи лицам с посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР) у пострадавших от ожоговой травмы в чрезвычайной ситуации

Аннотация

На основе анализа организации оказания медицинской помощи пострадавшим от ожоговой травмы при крупномасштабном пожаре определить основные направления повышения эффективности психокоррекционной помощи при ликвидации последствий подобных чрезвычайных ситуаций.

Выполнено изучение и анализ сведений лечебно-эвакуационных мероприятий 238 пострадавших, которые получили комбинированное термоингаляционное поражение при пожаре в г. Перми в ночном клубе «Хромая лошадь» (2009 г.).

Введение

Ожоговая травма особую роль приобретает в чрезвычайной ситуации. В связи с ростом процессов урбанизации, производственных объектов в последние годы в различных странах мира возрастает вероятность ежегодной аварии [3, 4]. Вследствие этого отмечается тенденция к увеличению числа пожаров, сопровождавшихся человеческими жертвами [1, 2]. На территории Российской Федерации за  1 полугодие 2010 года произошло 87 837 пожаров, прямой ущерб от которых составил 8,4 млрд. рублей. На пожарах погибли 6711 человек, 6931 получили травмы, в том числе ПТРС (Данные МЧС Росси на 01.07.2010).

Организация и содержание помощи пострадавшим с ПТСР, развившимися в экстремальной ситуации, определяются, прежде всего, масштабами экстремальной ситуации, величиной человеческих потерь, опасностью повторения ситуации [5 ,6]. При ограниченных, единичных или локализованных экстремальных ситуациях (катастрофа, теракт и т.д.) оптимальным является направление в пострадавшую зону комплексной бригады, в состав которой входят специалисты различного профиля: специально подготовленные для этих целей спасатели, врачи медицины катастроф (общего и психиатрического профиля), психологи, социальные работники-организаторы, прошедшие специальную подготовку, представители общественных благотворительных организаций («Красный крест» и «Красный полумесяц», «Врачи без границ» и т.д.) [7].

Цель исследования: На основе анализа организации оказания медицинской помощи пострадавшим от ожоговой травмы при крупномасштабном пожаре определить основные направления повышения эффективности психокоррекционной помощи при ликвидации последствий подобных чрезвычайных ситуаций.

Материалы и методы

Выполнено изучение и анализ сведений лечебно-эвакуационных мероприятий 238 пострадавших, которые получили комбинированное термоингаляционное поражение при пожаре в г. Перми в ночном клубе «Хромая лошадь» (2009 г.). Информационной базой проведенного исследования явились данные Национального центра управления в кризисных ситуациях министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Статистический анализ проведен с помощью пакета прикладных программ Microsoft Exсel-97, Statistica for Windows 6,0, SPSS 10,0 for Windows.

Результаты и обсуждение

Причиной пожара 4 декабря 2009 г. в кафе «Хромая лошадь» явилось возгорание пенопласта, которым был покрыт потолок зала, от попавшей в него горячей частицы, выброшенной из пиротехнического устройства

Количество пострадавших составило 238 (100 %) человек. Из них – 95 (39,9 %) мужчин и 143 (60,1 %) женщин в возрасте от 17 до 62 лет. Средний возраст составил – 31,9+7,0 год. В результате пожара погибли на месте происшествия 101 (42,4 %) человек, 137 (57,6 %) пострадавших госпитализированы в больницы г. Перми.

В итоге пожара в закрытом помещении одномоментно возникло 137 (100 %) пострадавших от ожоговой травмы. В крайне тяжелом состоянии было 22,7 % пострадавших, в тяжелом состоянии – 56,7 %, в состоянии средней степени тяжести 10,3 % и в удовлетворительном -10,3 %.

Доля пострадавших с изолированными ожогами составила 32,8 %. У 67,2 % обожженных имелась комбинированная термоингаляционная травма с отравлением комплексом токсических веществ типа ФОС и CN (из них 9,5 % имели изолированную ТИТ, без ожога кожного покрова).

Клинические признаки ожогового шока имелись у 79,4 %.

В течение 2,5 часов 137 пострадавших были госпитализированы в 7 больниц г. Перми. В больницах г. Перми пострадавшим была произведена перевязка, проведена инфузионная, симптоматическая терапия в объеме квалифицированной медицинской помощи, оказана психологическая помощь, также выполнена вторичная сортировка.

В результате вторичной сортировки 103 обожженных, после стабилизации состояния, в течение двух суток (05 — 06.12 2009) были эвакуированы авиатранспортом в профильные стационары Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска для оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

За двое суток выполнено 9 рейсов авиацией МЧС России из Перми в Москву, Санкт-Петербург и Челябинск, эвакуировано 103 пострадавших, госпитализированных в ведущие специализированные лечебные учреждения (табл. 1).

Таблица 1

Данные о динамике и распределении пострадавших

Дата Время, мск Количество пострадавших
Всего Погибло Амбулаторно Госпитализировано
Всего Тяжелые Эвакуировано
Москва Санкт-Петербург Челябинск
05.12 00.00 75 50 25
02.00 190 76 114
04.00 235 98 137 65
06.00 236 102 134 79
07.00 238 102 3 133 88
14.00 105 130 19  
18.00   15
20.00 18
21.00 15 7
22.00 7
06.12 00.50 14
08.00 8
Итого 67 29 7

Количество людей и техники, принимавших участие в ликвидации чрезвычайной ситуации указаны в табл. 2.

Таблица 2

Расчет сил и средств

Наименование Количество
Личный состав, чел. Техника, ед.
От МЧС России 225 55
Всего 977 180

Особенности организации комплексной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

Организация и содержание помощи пострадавшим при крупномасштабных пожарах зависела от периода развития экстремальной ситуации, их три: острый, хронический и отсроченный. Оказание помощи в остром периоде заключалось в выведении людей из зоны поражения и профилактике возможных расстройств, дифференциации пострадавших по степени тяжести полученных поражений для принятия решений об очередности и способах последующей эвакуации и способах оказания соответствующей медицинской и психологической помощи. При штабе бригады организовали круглосуточно действующие кабинеты экстренной психологической помощи как для пострадавших детей и взрослых, так и для участников бригад помощи (для профилактики у них возможных расстройств).

После обследования и получения первичной экстренной помощи пострадавших направляли в специализированные учреждения квалифицированной пролонгированной помощи (стационары неврологических клиник, ППМС-Центры и т.д.).

В острый период действия психотравмирующих экстремальных факторов наиболее важными психопрофилактическими действиями, осуществляемыми членами бригад помощи были:

  •  организация четкой работы по оказанию помощи пострадавшим;
  •  привлечение легкопострадавших к спасательным и неотложным действиям;
  •  объективная информация пострадавших о различных аспектах экстремальной ситуации (медицинских, психологических, социальных). Особое значение имели четкость, краткость и оперативность предоставляемой пострадавшим информации;
  •  пресечение панических высказываний, действий, настроений. Наибольшим затруднением в проведении спасательных работ и при оказании помощи была развившаяся паника среди пострадавших. В таком состоянии у человека резко сужалось сознание, нарушалась избирательность поведения, резко снижалась возможность самостоятельно найти выход из трудного положения. Паника возникала под воздействием людей — «индукторов паники», которые плачем, выразительными движениями, громкими криками, ложной уверенностью в целесообразности своих действий создавали общий беспорядок, быстро парализующий значительные массы людей, и лишали возможности пострадавших оказывать само- и взаимопомощь, соблюдать морально-этические нормы поведения. Оказание экстренной помощи в местах массовых бедствий начинали с внедрения в массы пострадавших специально обученных лидеров, способных нейтрализовать паникеров, перехватить инициативу, возглавить людей и направить их действия на самоспасение и спасение окружающих.

Система оказания помощи пострадавшим осуществлялась в два этапа:

На первом этапе предусматривали оказание экстренной и первой помощи специализированными бригадами непосредственно в зоне поражения. При этом для оказания помощи привлекались (после соответствующей экстренной подготовки на месте) специалисты из числа пострадавших — медики, работники правоохранительных органов, пожарные и т.д. Их первоочередными задачами являлись отбор пострадавших, находящихся в состояниях острого возбуждения, с сильными нарушениями, обеспечение их безопасности и безопасности окружающих, ликвидация обстановки растерянности и предотвращение или прекращения панических реакций среди пострадавших.

На начальном этапе сортировки лиц с расстройствами специалисты оперативно принимали решения об оказании неотложной помощи на месте, эвакуации для оказания специальной помощи. С этой целью пострадавших дифференцировали на 3 диагностические группы:

  1.  наименее пострадавших (основные жалобы — утомление, раздражительность, эмоциональная напряженность, расстройства сна, головные боли — для обучения их навыкам само- и взаимопомощи);
  2.  с выраженными признаками расстройств (в первую очередь с ярко выраженными реакциями страха, аффективно-шоковыми реакциями, значительными нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем), им оказывается первичная специализированная помощь;
  3.  с резкими нарушениями поведения (беспорядочные метания, паническое бегство или состояние ступора), мышления (нарушения осознания окружающего, восприятия, некритичность к своему состоянию), памяти (частичные провалы или полное вытеснение травмирующей ситуации) и т.д., их направляют в стационары для оказания высококвалифицированной помощи.

В состав бригады должны входили несколько специалистов, готовых обучить население навыкам само- и взаимопомощи и ответственных за организацию среди пострадавших групп самопомощи. Некоторые члены групп, первыми получившие помощь в группах взаимопомощи в дальнейшем выступали в роли волонтеров и помогали по мере возможности специалистам в организации и проведении последующих групп взаимопомощи.

Второй период в оказании помощи начинался с момента эвакуации населения и продолжался от нескольких недель до нескольких месяцев. На втором этапе работа проводилась в местах эвакуации пострадавших силами мобильных передвижных отрядов и далее в специализированных учреждениях, подготовленных к оказанию соответствующих видов помощи (медицинской, психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной). После обследования специалистами мобильных передвижных отрядов (врачами-психиатрами и психологами) пострадавшие с выраженными нарушениями сознания, мышления, с двигательным беспокойством, признаками депрессии подлежали направлению в специализированные медицинские учреждения (психоневрологические стационары). Пострадавшим с нерезкими и незначительными нарушениями сознания, двигательной сферы и эмоциональными расстройствами оказывали помощь в отряде в течение 1-2 суток. Если после получения помощи наступает значительное улучшение состояния, пострадавшие направляли к месту постоянного проживания. В случае ухудшения состояния (несмотря на проводимые мероприятия) они направлялись для получения помощи в условиях соответствующего стационара.

В течение этого периода пострадавшие и специалисты, оказывающие помощь и участвующие в ликвидации последствий экстремальной ситуации обычно располагались во временных поселениях. Условия проживания, нередко сохраняющаяся жизнеопасность ситуации, утрата имущества, бытовые лишения, неопределенность дальнейшей жизненной перспективы являлись факторами, определяющими последействие экстремальной ситуации.

По окончании действия психотравмирующих факторов осуществлялись мероприятия, направленные на профилактику возможных расстройств:

  •  предоставление пострадавшим объективной информации о последствиях экстремальной ситуации и их влиянии на нервно-психическое здоровье людей;
  •  доведение до пострадавших сведений о современных достижениях науки в плане оказания возможной помощи;
  •  профилактика возникновения рецидивов или повторных психоэмоциональных расстройств (так называемая вторичная профилактика), а также профилактика развития психосоматических нарушений;
  •  привлечение пострадавших к работе групп взаимопомощи.

Третий период отдаленных последствий экстремальной ситуации начинался с момента трудо- и бытоустройства эвакуированных. У пострадавших возникали типичные трудности адаптации к новым условиям жизни и работы, особенно если им предоставляются неодинаковые социальные льготы и по­мощь.

При реакциях адаптации и многих начальных проявлениях расстройств целью любых: психологических и психотерапевтических воздействий являлась профилактика (первичная и вторичная) развития состояний психической дезадаптации, психических и психосоматических заболеваний. Для этого необходимо дифференциально-диагностическое обследование пострадавших для общей оценки состояния.

Список литературы

  1.  Актуальные вопросы организации и состояние медицинской помощи пострадавшим от ожогов в Российской Федерации / Алексеев А.А., Лавров В.А. Сб. науч. трудов II Съезда комбустиолог. России, М. 2008. С. 3-4.
  2.  Ботяков А.Г. Особенности поражения людей при взрыве большой мощности в городе: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Н. Новгород, 1992. – 18 с.
  3.  Брюсов П.Г. Прогнозирование в медицине катастроф. – Томск: Из-во Том. ун-та, 1995. – 237 с.
  4.  Взрывные поражения при техногенных катастрофах и террористических актах / В.М. Шаповалов, Грицанов А.И., Сорокин А.А., О.В. Большаков – СПб.: Морсар АВ – 2001. — 223 с.
  5.  Кунин Л.Д., Воровко Е. А., Гончар К.С. Принципы организации медицины катастроф // Материалы Международной конференции «Медицина катастроф». — М., 1990. — С. 87.
  6.  Наумкина В.В. Медико-психологическая реабилитация тяжело-обожженных // Международный конгресс «Комбустиология на рубеже веков». – М, 2000. — С. 45-46.
  7.  Оказание медицинской помощи обожженным, возвращаемым в строй, их лечение и реабилитация на этапах медицинской эвакуации / С.Ф. Малахов, В.М. Бурмистров, Е.А. Баутин, В.В. Пухов // Воен.-мед. журн. – 1993. — № 8. – С. 27-30.
Другие статьи
Статья

Маммопластика – хирургическая коррекция формы или размера молочных желез. Параллельно с удалением железистой ткани или установкой эндопротезов, выполняют пластику кожных …

Читать полностью
Статья

Процесс старения – индивидуален. Его определяет ряд факторов. На первом месте стоит генетическая предрасположенность, за ней следуют условия жизни, режим …

Читать полностью
Статья

В торжественном мероприятии приняли участие статс-секретарь — заместитель главы МЧС России Алексей Серко и заместитель главы МЧС России Николай Гречушкин …

Читать полностью
Статья

В Санкт-Петербурге с 17 по 20 июня 2021 г. прошел II МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «Мультидисциплинарная эстетическая медицина». В котором коллектив ожогового …

Читать полностью